Азбука стартапера. Бизнес-модель Lean Canvas.

Глава «Бизнес-модель» из Азбуки стартапера (in progress)

Бизнес-модель описывает в упрощенном компактном виде как и на чем зарабатывает стартап (или любой бизнес).
Это не бизнес-план. Для описания бизнес-модели при некоторой сноровке понадобится не более 20 минут.

Описание бизнес-модели в виде Business Model Canvas или Lean Canvas можно делать на любом этапе создания стартапа — от момента возникновения идеи до … всегда в общем )

Business Model Canvas придумал Алекс Остервальдер, а Ash Maurya адаптировал эту схему для стартапов и назвал Lean Canvas.

По сути это один лист бумаги, на котором описаны основные компоненты бизнес-модели. Классический подход — взять лист бумаги типа ватмана, расчертить его на 9 блоков и совместно командой налепить на него стикеров. Вся операция не должна занимать более 20 минут. Если у вас получается дольше, значит вы что-то делаете неправильно. ))

Можете для заполнения распечатать вот эти бланки:

moscow-startup-day-151014-20-1024

Скачать и распечатать Lean Canvas

Если вы заполняете Lean Canvas в одиночестве, то можно это сделать и в электронном виде.
Например, Ash Maurya предлагает это делать на https://leanstack.com/ за $18 в месяц.
Или на realtimeboard (есть бесплатные тарифы).
Есть даже приложения на телефон: для андроида и для айфона. На мой вкус это извращение заполнять такую схему на телефоне.

Я для себя выбрал другое решение — шаблон Lean Canvas в гугл документах. Это бесплатно, разноцветно, довольно удобно, и этим можно поделиться с коллегами.

Выглядит вот так:

lean canavas google draw

Использовать шаблон для себя

Как определить, хорошо ли вы заполнили канвас или отвратительно?

Вот несколько критериев оценки вашей работы по заполнению:
— заполнены все блоки
— внутренняя непротиворечивость. То есть, например, если в блоке Channels у вас указаны дорогостоящие каналы продвижения, то они должны быть отражены и в блоке Затраты.
— конкретные и четкие формулировки
— нет перекосов по модели Space (SPACE — это аббревиатура из слов Supplier, Product, Average Bill, Customers и Evaluation)
Для этого нужно ответить на пять вопросов, отметих их на окружностях и посмотреть, ровный ли получается круг. Вот эти вопросы:
Какой сложности ваш продукт? 1. простой 2. не простой 3. сложный
Кто вы, как поставщик? Как вас оценивают? 1. таблетка 2. доктор 3. хирург
Какой у вас доход на одного платящего клиента? 1. маленький 2. средний 3. большой
С каким потоком клиентов вы работаете? 1. массовый 2. групповой 3. индивидуальный
Как быстро ваши клиенты принимают решение о покупке? 1. моментально 2. взвешенно 3. кропотливо

536b91150077913663639e80


Полезно показать бизнес-модель нескольким компетентным людям, которые могут честно указать вам на проблемы в бизнес-модели.

Да, и еще один очень важный момент. Lean Canvas — это гибкий инструмент, его можно переписывать и заполнять заново много раз — как только вы узнали или поняли что-то новое о рынке, своих пользователях, продукте… можете переписать свою бизнес модель или внести поправки.
Я слышал, что в некоторых стартап школах этим занимаются до 150 раз за полтора месяца.

Кроме того, в начале работы над стартапом у вас может быть несколько разных бизнес-моделей. Конечно, для каждой из них надо сделать свою отдельную Lean Canvas.
Если у пользователей вашего продукта совершенно разные роли (например, продавцы и покупатели), но все они должны давать доход, то для каждой из ролей вам нужно сделать свою бизнес-модель.
Почитать на досуге
https://runningleaninrussian.wordpress.com/tag/lean-canvas/

to be continued …