Преакселератор ФРИИ

Не так давно ФРИИ запустил Преакселератор. Это бесплатная онлайн-программа для веб- и мобильных стартапов. Я подал туда заявку и вот что получилось.

Если кто не знает, ФРИИ — это Фонд Развития Интернет Инициатив. Это фонд, который финансируется государством. Его основная программа — это акселератор. В рамках работы акселератора Фонд выдает посевные инвестиции в размере порядка полутора миллионов рублей (примерно половина деньгами и половина в виде услуг очного акселератора и экспертов в течение двух месяцев в Москве). Подробнее

Преакселератор для ФРИИ — это один из инструментов отбора проектов в акселератор. А для стартапов это возможность попробовать подготовить заявку в акселератор, сформулировать для себя неясные вопросы и получить мнение экспертов. Все это бесплатно!

Преакселератор предлагает фаундерам заполнить анкету по своему стартапу, которая включает в себя несколько разделов: команда, продукт, конкуренты, рынок, продвижение, экономика

preaccelerator

В каждом разделе несколько страниц с вопросами. Причем заполнять эту анкету оказывается приятно и интересно!
ФРИИ удалось сделать визуально стильный и юзерфрендли интерфейс. На страницах анкеты вы увидите текстовые пояснения и небольшие видео вставки.
Так что это не только опросник, но и небольшая обучающая программа.

Таким образом ФРИИ обучает кандидатов на место в акселераторе разговаривать на одном языке и общепринятыми понятиями. Ну и правильно, не объяснять же каждому смысл терминов при собеседовании.

Скриншот с одной страниц:

preaccelerator2

 

У меня заполнение анкеты заняло несколько дней, так как некоторые вопросы были для меня совсем неочевидны и требовали размышлений или исследований.

Например, мне был непривычен подход при оценке объема рынка. Я до этого больше подсчитывал возможный доход, который может давать мой продукт. А во ФРИИ — наверно, как и другие инвесторы, — считают именно объем рынка, на который я выхожу. То есть идет подсчет, сколько на этом рынке (и смежных рынках) сейчас реально тратят потребители. Смысл тут видимо в том, что продукт-то может и поменяться в ходе работы над ним, поэтому особо нет смысла рассчитывать, сколько может привлечь конкретно ваш продукт. Главное, чтобы были платящие потребители в этой нише — тогда продукт можно будет адаптировать к потребностям.

Такой в общем инвесторский подход, оценивающий возможность масштабироваться. ФРИИ, как и других инвесторов, интересуют проекты, работающие на большом, растущем рынке. Это важно понимать. Если у вас проект, который должен приносить вам (или уже приносит) небольшие деньги, но у которого нет потенциала вырасти в крупный с миллионными прибылями, то ФРИИ он, скорее всего, не заинтересует. Им нужны проекты, которые потенциально могут вырасти за 3-5 лет до годового оборота в 300 млн.руб.

При заполнении анкеты у вас есть возможность запросить мнение трех экспертов по своему проекту. Вы выбираете три раздела из анкеты и одним кликом запрашиваете отзыв эксперта, который вы получите через несколько дней.

Честно говоря, отзывами экспертов я несколько разочарован. Они были довольно поверхностными. Эксперты высказывали некие предположения, которые особо ничем не подкреплены. Что в общем то не удивительно — они не являлись профессионалами в той области, в которой я подавал проект.
Еще мне не очень понравилось, что они больше говорили про продукт, а не по тем разделам, по которым я запрашивал отзыв. Впрочем, частично это вызвано тем, что я недостаточно четко описал суть проекта.
Было бы здорово, если бы ФРИИ реализовал хотя бы минимальный интерактив с экспертами, чтобы можно было задать уточняющие вопросы.

В любом случае для меня эти отзывы были все равно полезными, они помогли обратить мое внимание на вопросы, о которых я не думал. Взгляд со стороны на ваш проект всегда полезен, особенно от людей, которые понимают, что такое стартап.

После заполнения анкеты вы сможете назначить также получасовую skype-сессию с представителем ФРИИ.
Вот общение в скайпе мне понравилось. Наталья обсудила со мной проблемные вопросы по проекту, пояснила некоторые моменты в отзывах экспертов, а также ответила на вопросы, связанные с отбором в акселератор ФРИИ.

Обсуждение объема рынка натолкнуло меня на некоторые мысли по проекту. И если раньше я больше думал о небольшом специализированном проекте, для которого в общем то и инвестиции то не нужны, то теперь я рассматриваю идеи по развитию потенциала проекта на более денежные ниши. Впрочем, первая цель — это научиться получать доход в небольшом специализированном проекте, а развитие будет следующим шагом. Но если подавать заявку в акселератор, то потенциал развития проекта и объем большого рынка нужно описывать уже в заявке.

Я сформулировал для себя критерии, по которым ФРИИ отбирает проекты:
— объем рынка (про это выше написал)
— команда от 2 человек, один из которых будет постоянно находиться в акселераторе, причем второй человек не обязательно должен быть соучредителем, это может быть и наемный сотрудник
— юридическое оформление — я думаю это не проблема
— компетенции в области проекта
— подтверждение спроса, лучше всего продажами. Теоретически подтверждением спроса могут быть сотни тысяч регистраций, если вы делаете новый твиттер, но поток дохода — лучший аргумент.
— уникальность решения. Фонд интересуют инновации, и при этом важно, чтобы в данной нише еще не было явного лидера на рынке, с которым придется бодаться.

В один поток ФРИИ принимает порядка 50 проектов. В следующий поток заявки можно подавать в январе-феврале 2015.

В общем я рекомендую заполнить вам анкету в преакселераторе даже если вы и не собираетесь ехать в акселератор. Поможет вам структурировать кашу в голове и получить взгляд на проект со стороны.

Удачи!

  • О еде и не только…

    Команда этого Преакселератора состоит из людей желающих заработать быстрей и побольше, что не так уж и плохо, но при других обстоятельствах, не кризисных, хватаются за проекты, где и так уже почти все сделано, а владелец интереса ради решает привлечь дополнительные средства со стороны, и тут этот Фрии о-п-па, выскакивает, вот вам немного денег, а нам долю в деле… За проекты, где доходность неопределенная не берутся совсем.

    Там и специалистов по профессиональным темам нет, Одни лишь личности с мозгами, прокаченными тренингами о развитии проектов, западного маркетинга и еще всякого разного, что зачастую в российских условиях плохо реализуемо. Судя по всему чья-то кормушка или гнездо грифов, ищущих возможность подкрепиться за чужой счет.

    Толковых инвесторов там нет, есть желающие получить высокий процент на свои деньги. В разработке и продвижении особенно помогать никто не будет. Получи, милок, денег и давай нам прибыль. Как хочешь это делай. Плохо это или хорошо? Кому-то до зарезу нужны деньги – для него хорошо, но для развития проектов – конечно же плохо.